Rechercher dans ce blog

Sunday, May 29, 2022

Имперский связной - Коммерсантъ

Компания Nokia, известная сегодня каждому как производитель невероятно популярных в 1990-х — начале 2000-х годов мобильных телефонов, существует уже 157 лет. Ее история началась в то время, когда не было ни мобильных, ни даже стационарных телефонов. А единственным активом компании была мельница для измельчения древесины в небольшом городке на севере Российской Империи.

Генеральный директор Nokia Пекка Лундмарк, выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе на текущей неделе, заявил, что уже к 2030 году мир перейдет на стандарт мобильной связи 6G. Господин Лундмарк возглавляет компанию, которую еще в 2014 году похоронил тогдашний премьер-министр Финляндии Александр Стубб. Тогда он траурно объявил в интервью телеканалу CNBC, что iPhone убил Nokia, а iPad — финскую бумажную индустрию.

Однако прошло уже восемь лет, а Nokia жива. Похороны финской бумажной промышленности также оказались преждевременными. Она, как и Nokia, сумела оправиться от временных потрясений. Но умение преодолевать кризисы и речь Александра Стубба — далеко не единственное, что их объединяет.

От мельницы к галошам

История Nokia начинается в 1865 году в Тампере, небольшом городке Великого княжества Финляндского, которое тогда входило в состав Российской Империи. Здесь, на берегу реки Таммеркоски, финский горный инженер Фредрик Идестам и его друг российский политик и бизнесмен Леопольд Мехелин поставили мельницу, перетиравшую древесину для производства бумаги. Это сейчас создание бумажных листов из древесины кажется чем-то самим по себе разумеющимся. Но в Европе эта технология появилась лишь в XVIII веке и была распространена в первую очередь в Германии. Там Идестам и подсмотрел идею для своего бизнес-проекта.

Бумажное производство в Тампере оказалось делом необыкновенно прибыльным, и уже через три года Идестам и Мехелин решают открыть вторую бумажную фабрику — в деревушке под названием Нокиа в 15 км к западу от Тампере. А в 1871 году бизнесмены объединили два бумажных завода в компанию с ограниченной ответственностью Nokia Ab с Идестамом в качестве генерального директора.

Бумажный бизнес приносил партнерам хорошие деньги, а небольшие фабрики со временем превратились в полноценные деревоперерабатывающие заводы. К концу столетия в дома Европы начинает приходить электричество. Мехелин, понимая, что заводы Nokia и так стоят на реке, предлагает Идестаму разнообразить бизнес и заняться производством и продажей электроэнергии. Финскому инженеру идея не нравится. Он полагает, что бумажный бизнес и так достаточно хорош и надежен, а чем обернется выход на совершенно новый рынок — еще не известно. Решать спор предоставили акционерам. Те поддержали идею Мехелина, а Идестам, не согласившийся и с акционерами, сложил полномочия гендиректора и покинул компанию. Ее возглавил Леопольд Мехелин. Случилось это в 1898 году.

В это же время другой видный финский политический деятель, Эдуард Полон, основывает компанию Suomen Gummitehdas (Финский завод резиновых изделий). Изначально производство базировалось в Хельсинки, но через четыре года Полон переносит его во все ту же Нокиа. Завод резиновых изделий становится соседом и, главное, партнером Nokia Ab: в 1902 году компания Мехелина начала поставлять электроэнергию на завод Полона.

Suomen Gummitehdas производила множество изделий из резины, но запомнили ее по галошам. Полон, ярый противник русификации Финляндии и имперских амбиций России, однако, очень хотел подчеркнуть, что его галоши — финские и не имеют ничего общего с теми, что ввозятся в княжество из России. Чтобы еще больше подчеркнуть индивидуальность финских галош, Полон придумал использовать бренд Nokia. Они имели колоссальный успех в стране и легко выиграли конкуренцию на рынке у поставщиков из России.

Казалось, что плодотворному сотрудничеству и процветанию двух заводов на берегу Таммеркоски ничто не способно помешать. Но разразившаяся в 1914 году Первая мировая война практически разорила Nokia Ab. Из-за разрыва связей с Германией и прекращения торговли через Балтийское море финская экономика понесла огромные потери в первые же месяцы войны. Уже осенью 1914 года безработица достигла 22%. При этом наибольший упадок переживала именно лесная промышленность — сказалась утрата рынков сбыта в Великобритании и Германии. А вот спрос на резиновые сапоги в военное время только рос. В итоге Эдуард Полон, поняв, что Nokia Ab может кануть в небытие, а вместе с ней и стабильные поставки электроэнергии, решает купить компанию-соседку.

В 1922 году он берет под свой контроль еще одного финского производителя, Suomen Kaapelitehdas (Финский кабельный завод), базировавшийся в Хельсинки. Тем не менее три компании продолжали существовать как независимые друг от друга структуры еще несколько десятилетий. Лишь в 1967 году Nokia Ab, Suomen Gummitehdas и Kaapelitehdas объединились в единую структуру — Nokia Corporation.

От галош до Gorba

Полон стремился постоянно находить новые ниши для развития своего бизнеса. В итоге к моменту объединения трех компаний в одну структуру в активах Nokia Corp. оказались производство бумаги, электронных кабелей, шин для велосипедов и автомобилей под брендом Nokian, резиновых сапог и галош, а также военного оборудования и снаряжения.

Однако, пожалуй, самым важным и определяющим для судьбы Nokia стало решение от 1960 года — создать подразделение электроники. Изначально оно занималось производством радиотелефонов для военных — сотовой связи тогда еще не существовало. Но в 1964 году компания начинает сотрудничать с другим финским производителем электроники — Salora. Совместно с партнером Nokia разработала технологию ARP — первого в истории стандарта сотовой связи (нулевого поколения). Сеть начала строиться в Финляндии в 1969 году, а в 1971 году ею была покрыта территория всей страны.

В 1979 году партнеры по мобильному бизнесу решили объединить свои усилия — совместное предприятие Nokia и Salora получило название Mobira. Уже в рамках этого СП компании разработали стандарт связи NMT (1G), а также выпустили под него новый автомобильный телефон — Nokia Mobira Talkman. Он весил под 5 кг, и позволить такой агрегат себе могли только очень обеспеченные граждане. Зато уже через три года Mobira выпускает Nokia Cityman — первый по-настоящему мобильный телефон компании, который весил всего 800 г. Именно с таким телефоном в ходе визита в Хельсинки был замечен генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев, из-за чего к устройству прилипло прозвище Gorba.

Соединяя Петербург и Сиэтл

В 1990 году Европейский институт телекоммуникационных стандартов опубликовал первые рекомендации, касающиеся разработки и развертывания нового стандарта сотовой связи GSM (2G). Разработкой собственно технологии в 1980-е годы занимались 26 европейских национальных телефонных компаний, среди которых была и Nokia. Сеть вышек нового поколения Nokia начала развертывать в Финляндии еще в 1989 году совместно с местным оператором Radiolinja. А 1 июля 1991 года премьер-министр Финляндии Эско Ахо совершил первый в мире звонок в стандарте GSM: он был произведен с телефона Nokia и в сети Nokia.

9 сентября того же года состоялся первый звонок по сотовому телефону и в России. Тогдашний мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, находясь в Доме архитектора, позвонил своему коллеге мэру Сиэтла Дэвиду Диткинсу. В руках Собчака был Mobira MD 59 NB2 — телефон производства Nokia.

В конце 1980-х годов Nokia начала прощаться с прошлым. В 1988 году компания рассталась с производством шин — Nokian Tyres стала отдельной компанией. На следующий год Nokia простилась и со своим первоначальным бизнесом, продав подразделение по производству бумаги. А в 1990 году из-под крыла компании ушло и производство резиновых галош и сапог. Все вышеперечисленное сменили десятки моделей мобильных телефонов.

Казалось, что Nokia способна делать культовой каждую из них. Несмотря на то что рынок мобильных устройств сейчас значительно больше, чем 15–20 лет, когда Nokia доминировала на этом рынке, ни одному производителю до сих пор не удалось выпустить модель устройства, которая была бы столь же успешна, как телефоны Nokia 1100 и Nokia 1110. Продажи каждого из них в мире составили 250 млн штук.

В списке десяти самых продаваемых за все время моделей мобильных устройств фигурируют гаджеты только двух производителей — Nokia и Apple. Руководство Nokia не сумело вовремя разглядеть угрозу своему господству в гаджете Стива Джобса. В техническом плане iPhone, представленный в 2007 году, намного опережал любой тогдашний мобильный телефон Nokia и дарил пользователям небывалый набор функций. И это был последний год царствования Nokia на рынке мобильных устройств.

Создать достойного конкурента iPhone у разработчиков Nokia так и не получилось. Финский производитель пытался сопротивляться напору американской корпорации еще несколько лет, пока в 2013 году не объявил о продаже своего бизнеса мобильных телефонов компании Microsoft за $7,5 млрд. С тех пор компания сосредоточилась на разработке технических решений и собственно производстве телекоммуникационного оборудования.

В рамках своей новой концепции компания продала в 2015 году картографический сервис Here германскому автомобильному консорциуму за €2,8 млрд и приобрела французского производителя телекоммуникационного оборудования Alcatel-Lucent за €15,6 млрд.

Компания успешно развернула сети уже шестого в своей истории поколения мобильной связи (5G) и уже готовится вместе с партнерами к развертыванию сетей стандарта 6G и началу эры метавселенных. В которых, как утверждает нынешний глава Nokia господин Лундмарк, не останется места смартфонам. А вот место самой Nokia там гарантировано.

Кирилл Сарханянц

Adblock test (Why?)


Имперский связной - Коммерсантъ
Read More

No comments:

Post a Comment

Семиместный Geely Okavango в России: теперь официально - Авторевю

Такой кроссовер уже не в диковинку на российском рынке: поставки по «серым» каналам начались еще полтора года назад, и, по данным Автостата,...