"Сбер" рассказал о планах приобрести 100% сети российского филиала универмагов одежды "Стокманн": предполагается, что магазины будут интегрированы в маркетплейс банка. По мнению эксперта, это может означать попытку синергии онлайн и офлайн торговли.
Руководство банка и владелец российского "Стокманн" Яков Панченко подписали соглашение о намерениях по совместному развитию сегмента fashion в экосистеме "Сбера".
"Стороны намерены подписать обязывающее соглашение о приобретении "Сбером" 100% доли в компании "Стокманн" в первой половине 2022 года после комплексной инвестиционной проверки, получения необходимых корпоративных одобрений участников сделки и согласования от ФАС России", - говорится в сообщении.
Сумма сделки не называется. Генеральный директор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров в беседе с "Ведомостями" предположил, что с учетом чистого убытка и долговых обязательств, "Сбер" может заплатить 1-1,5 млрд рублей.
"Умирающий динозавр"
Финский ритейлер Stockmann Group работал в России с 1989 года, однако начиная с 2016 года продал все свои активы. Гендиректор Stockmann Пер Телин тогда объяснял продажу российского бизнеса его хронической убыточностью.
На сегодняшний день у сменившего владельцев, но сохранившего название "Стокманна" 12 магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Мурманске. В ассортименте компании представлено более 600 брендов одежды и обуви, а также товаров для детей и для дома.
Концепция "Стокманна" - мультибрендового большого гипермаркета - была непопулярна на российском рынке. "Стокманн" был заложником стратегии, написанной еще 30-40 лет назад, когда такой формат был актуален", считает Иван Федяков, генеральный директор агентства "Infoline".
"Сложно быть конкурентоспособным рядом с монобрендовыми магазинами. Есть ощущение, что в "Стокманн" приходили покупать Bosco только потому, что в магазине Bosco этого не было", - сказал Федяков, добавив, что гипермаркет кажется "умирающим динозавром".
Зачем это "Сберу"?
По словам Федякова, сделка выглядит неожиданной. Действительно "Сбер" был последнее время активен с точки зрения поглощения других компаний. Но эта активность проявлялась с точки зрения покупки высокотехнологичных компаний.
Теперь "Сбер" делает неожиданный ход в сторону офлайн-ритейла.
"Дело в том, что этот формат "Стокманна" - это предвестник онлайн-маркетплейса, но только в офлайне", - объясняет эксперт.
"Стокманн" договаривается с владельцами различных брендов о том, что их продукция будет продаваться на их площадке. То же самое делает маркетплейс. "Стокманн" предлагал продавать на реализацию - фактически он не платил за закупки коллекций, он просто предлагал их у себя вывесить. Маркетплейс тоже ничего не покупает у продавцов. Когда-то эта концепция мультибрендовых магазинов была воплощена в "Стокманне" или подобных - в галерее Лафайет во Франции.
"У "Сбера", возможно, возникает интересная идея синергии офлайна и онлайна. Мы привыкли, что до этого момента офлайн шел в онлайн, примеров, когда онлайн шел в офлайн мы видели мало, - говорит Иван Федяков. - Я думаю, это попытка выйти в офлайн".
Как указывает эксперт, маркетплейс "Сбермегамаркет", с которым будет интегрирован "Стокманн" получает очень видные места, служащие неплохой рекламной площадкой. Кроме того, "Сбер" получает возможность закрепиться в сегменте продажи одежды.
"Для "Сбера" есть синергетический эффект. Если не это, то я не понимаю, зачем за это надо было платить, потому что все остальное у "Сбера" и так уже есть", - подытожил Федяков.
Онлайн идет в офлайн. "Сбер" объявил о покупке сети магазинов одежды "Стокманн" - Би-би-си Русская служба
Read More
No comments:
Post a Comment